Скрытая угроза: неочевидные факторы риска при имплантации
В
современных исследованиях описаны многие случаи, влияющие на исход лечения методом имплантации. Однако, количество неудач при этом хирургическом вмешательстве подтверждает наличие неочевидных факторов, которые требуют пристального внимания.
Вообще, имплантация зубов – операция отработанная и надежная. И многие риски: состояние здоровья пациента или выбранная технология, легко определяются на первичном приеме пациента. Но есть ситуационные факторы, лежащие в этико-профессиональной плоскости, которые во многом определяют успешность лечения. Для вашего удобства мы разделили их на три группы: до, во время и после имплантации.
Ситуация:
Пациент, 40 лет. Обратился с проблемой отсутствия зубов на нижней челюсти. Была назначена имплантация по технологии all-on-4. В день операции выяснилось, что пациент ввиду повышенной тревожности, игнорируя рекомендации врача, накануне употреблял алкоголь. Пациент это подтвердил после введения анестезии. По причине невозможности применения у данного пациента альтернативного метода анестезии, клиника была вынуждена перенести операцию.
Вообще, любая деятельность в сфере «человек-человек» предполагает освоение техники эмпатического слушания. В процессе общения врач должен не только донести свои аргументы в пользу выполнения рекомендаций, но и дать возможность пациенту выразить свои переживания, страхи.
Ситуация:
В процессе операции, доктору необходимо
выбрать сверло и нужную скорость вращения, которая определяется исходя из личных особенностей пациента. В случае ошибки можно перегреть кость зуба.
Как отмечают стоматологи-гигиенисты, огромное число людей имеют проблемы с чисткой зубов. И несмотря на известную схему, многие изобретают «именную» методику: правши, как правило, начинают чистку зубов с правой стороны верхней челюсти, а левши — с левой. Именно эта особенность определяет состояние надкостницы, а возникающая асимметрия является фактором риска в процессе операции, который сложно, но можно предотвратить. Важно, чтобы врач осознал, что успех общения с пациентом предполагает ясное и тактическое мышление, умение устанавливать взаимосвязь между личностью пациента и целями профессиональной деятельности.
Ситуация:
У пациента произошло отторжение имплантата. Нарушений протокола лечения выявлено не было. В ходе беседы выяснилось, что пациент, по профессии дальнобойщик, после операции отправился в длительный рейс, который не позволил ему соблюдать все ограничения послеоперационного периода.
Получается, что факторами риска, влияющими на приживаемость имплантата, могут быть самые разные обстоятельства. И если одни из них очевидны: курение, диабет, то другие лежат в скрытой плоскости. Врачу важно обладать умением моделировать и прогнозировать поведение пациентов, а также расширять свой кругозор.
Таким образом, хирургическая операция для врача – это ежедневная работа, а для пациента – стрессовый фактор, поэтому перед вмешательством обязательно проводят беседу. Но, в некоторых случаях диалог очень формален. Оттого в коммуникации «врач-пациент» информация передается фрагментарно и бессвязно.
Конечно, набирающая силу тенденция кураторства в медицине способна разрешить эту проблему. Но не все клиники внедряют такой персонал в свою структуру. Поэтому умение правильно выстроить психологическое общение врача с пациентом – крайне важная составляющая, способная снизить риски операции.
«Разговор с пациентом - это «красная нить», которая должна связывать все этапы лечения. То, что очевидно врачу, довольно часто становится открытием для пациента. И это абсолютно нормально. На сегодняшний день от врача недостаточно быть «хорошим оператором», надо быть хорошим психологом. И эту простую истину подтверждает ежедневный приём. Только оказывая комплексную поддержку, мы имеем право рассчитывать на отличный результат и об этом не стоит забывать никому», - отмечает стоматолог-терапевт
Карина Павловская.
Соответственно, в условиях инновационного развития хирургической стоматологии большую значимость приобретает переход врача от компетенций к компетентности. Со стороны клиник тут важно обучить свой персонал методике проведения беседы, что в конечном счете сведет к минимуму процент осложнений операций, а значит приведет к увеличению чистой прибыли клиники.